Westwing: Айя, говорят, чтобы определить дело всей жизни, нужно вспомнить детство. Время, когда мы делали то, что нравится без лишних сомнений. А каким ребенком были вы? Расскажите о своих увлечениях.
Айя Лисова: В детстве моим творческим развитием много занималась мама. Мы рисовали, делали коллажи и школьные газеты, лепили и вышивали, но особенных способностей к творчеству я не припомню. Хотя есть одна смешная фотография, где я маленькая пытаюсь покрасить забор на даче акварельными красками — помогаю дедушке. Может, это был знак?
Я очень благодарна родителям за то, что мы, как только появлялась возможность, путешествовали. Помню поездки в Европу и то, как первый раз попала в Лондон — кажется, мне было лет 10-11.
В юности, когда встает вопрос «кем быть», большинство теряется и следует чужому мнению. Пусть даже самых близких людей. А как вы решились поступать на исторический факультет МГУ?
Тут тоже не обошлось без мамы. Кажется, поступив на отделение истории искусств МГУ, я реализовала ее мечту. Несмотря на интересные занятия, с таким настроем и непониманием, как эти знания мне пригодятся в жизни, я отучилась пару лет. Думала, что лучше бы пошла по папиным или дедушкиным стопам на экономику или международные отношения. Но на третьем курсе твердо решила идти до конца. Позднее, в день защиты диплома я осознала, сколько всего знаю, какую сложную работу защитила!
К слову, тема моего диплома — «Сталинский генплан 1935 года» по перестройке Москвы. Если была возможность, темой всех курсовых я брала архитектуру или интерьеры. Даже сейчас мне больше нравится заниматься чем-то более глобальным: планировками, архитектурой интерьера, нежели декорированием. Мне нравится структурность и логика. Работу всей студии я строю исходя из этих же принципов.
И чем больше я работаю, тем больше я убеждаюсь в том, что высшее образование было выбрано правильно и стало огромной базой для меня, сформировало меня как личность и специалиста.
Во время лекций в МГУ мы много смотрели и учились видеть. Затем на экзамене нам давали маленький фрагмент картины или фрески, и мы должны были определить период, художника и особенности манеры.
Нас постоянно провоцировали расти: «Найдите сами, выучите язык, чтобы перевести незнакомый текст». Никто не упрощал жизнь, но в этом и плюс университетского образования: ты тонешь в объемах информации, но если успеваешь ее одолеть и выплыть, то мозг начинает щелкать как орешки и другие жизненные задачи.
Получив диплом в 2009 году, вы продолжили образование уже в МШД по специальности «Дизайнер жилых и общественных помещений». Что было самым сложным в течении этого года обучения?
После крайне теоретического образования мне очень хотелось получить практические знания. Сложным был дипломный проект — нам дали двухэтажный ресторан! Огромный объем надо было сделать всего за пару месяцев.
Многие уверены, что дизайн — это только креатив. Скажите, то, как вы представляли профессию дизайнера до МШД, совпало с реальностью?
Я как раз считаю, что дизайн — это креатив только на 50%. Дизайнер не художник — он создает продукт или предоставляет услугу. Мы зависим от потребностей клиента, от рынка.
Международная школа дизайна дает не совсем глобальное понимание профессии дизайнера. Большинство студентов — это будущие индивидуальные дизайнеры, которые работают с помощниками и удаленными визуализаторами. Никто не рассказывает о том, что над проектом трудятся не только дизайнеры, но и менеджеры, комплектаторы, инженеры. С учетом моего опыта могу сказать одно: за год научиться профессии дизайнера интерьера невозможно. Это факт.
Дизайн-проект – это многогранная работа. Она начинается с выстраивания отношений с заказчиком и «продажи» себя как дизайнера. Дальше дизайн-концепция, проектирование, работа с инженерами, подбор, поставки мебели и света, ошибки и проблемы. Это огромный мир. Один процесс организации людей работающих над проектом стоит времени и нервов.
Первые пару лет я работала сама на себя, проклиная стройки, закупки, ночные звонки от клиентов. Позже мне повезло попасть на небольшой курс по бизнесу для дизайнеров интерьера в Лондоне. Знания я привезла в Москву, читала много дополнительной литературы, придумывала студию сама на ошибках и опыте.
Айя, после МШД вы прошли курс для практикующих дизайнеров в Лондоне (Chelsea College of Arts). Выделите главные отличия зарубежного и российского подхода к арт-образованию, если они существуют.
Дизайнеры в Лондоне почти не пользуются визуализацией, а больше работают с образцами материалов, которые им предоставляют бренды в неограниченном количестве. Затем они создают концепт-борды для клиентов из реальных образцов. Отсюда и отличие в подходе к образованию.
Мы много чертили от руки, делали макеты, учились думать пространственно и осязательно. В Лондоне фокус на развитие креативного мышления, генерирование идей, их систематизацию. Наша беда в том, что мы сидим уткнувшись в мониторы и электронные каталоги, а надо придумывать с карандашом в руке.
Что происходило после возвращения из Лондона? Вы сразу стали искать команду для работы?
Курсы в Лондоне были глотком свежего воздуха после первых попыток работы в Москве. Я зарядилась, привезла новые знания в Москву и поняла, что не хочу больше работать из дома. Сняла себе место в коворкинге и начала каждый день ходить туда как в офис, заставляя себя продуктивно трудиться каждый день. Открыла ИП, нашла визуализатора, помощницу, которая помогала мне чертить и частично вести проекты. Потом у нас появился удаленный чертежник и в коворкинге начала собираться команда.
Вы хотели найти единомышленников или в приоритете был профессионализм и опыт?
На первых порах я не сильно задумывалась, как правильно искать людей. С кем-то сходились, с кем-то нет. Я очень требовательна к себе и к окружающим — многие просто не выдерживают мой темп и характер. В 2016 году, когда с помощниками дизайнера было покончено и я начала собирать настоящую команду, к собеседованиям стала относиться серьезнее. Я проводила интервью с подругой психологом, давала тестовое задание.
С осени 2017 года мы работаем с HR-компанией. В деле подбора персонала важны не только профессионализм и опыт, но и личные качества кандидата, его способность вписаться в текущую команду. Недавно мы даже делали мастер-класс в МШД: «Работа в дизайн-студии: резюме и портфолио». Делились опытом поиска сотрудников, сотрудничества с HR-компанией, рассказывали о необходимости объяснять студентам, как правильно составить резюме и портфолио.
Если говорить о ваших личных предпочтениях, какие интерьеры вам ближе? Как вы поступаете, если ваше мнение не совпадает с видением заказчика?
Редко получается сделать интерьер полностью как хотелось бы мне. В идеальном варианте он точно будет в серых приглушенных тонах, с натуральными материалами, с необычными дизайнерскими светильниками, какими-то брутальными элементами. Идеальный заказчик для меня — холостяк-трудоголик. Мы почти сразу находим взаимопонимание. С женщинами сложнее — они часто обижаются на наши белые и серые детские комнаты.
Дизайнеры в студии всегда стараются донести наше видение до клиента. Если не получается, подключаюсь я. Если снова не получается, то мы делаем так, как хочет клиент. Потому что клиент всегда прав. Было пару раз, что мы доделывали проект и отказывались от реализации из-за разногласий с клиентами.
Айя, а что вы посоветуете тем, кто хочет развить у себя хороший вкус и научиться видеть мир так, как его видит дизайнер?
Очень много смотреть и потихоньку учиться «видеть». Но для начала закрыть Инстаграм и купить блокнот с карандашом.
1. Составление сметы по чистовым материалам, оборудованию, мебели и предметам декора на основе спецификаций дизайн-проекта с указанием основных характеристик, стоимости, сроков поставки.
2. Утверждение сметы с клиентом.
3. Организация всего процесса закупки от запроса КП, согласования образцов материалов с заказчиком, сверки артикулов до доставки и монтажа утвержденных заказчиком позиций.
4. Контроль бюджета, ежемесячная отчестность